Площадь Победы отметила свое 50-летие

Площадь Победы отметила свое 50-летие

фото:travelw.net
В майские дни портал Муром24.рф рассказывает о мемориалах, посвященных Великой Отечественной Войне, которые в этом году отмечают свою юбилеи. Вчера мы рассказывали вам о архитектурном комплексе в микрорайоне Вербовский. В 1970 году в нашем городе торжественно была открыта и Площадь Победы.

Площадь Победы появилась в канун 25 годовщины победы над фашистской Германией. Ранее здесь стояли деревянные жилые дома. Из воспоминаний ветерана завода им. Орджоникидзе, бывшего работника отдела главного архитектора этого предприятия Владимира Масленникова.

Здесь стояли на весь квартал от Советской до Воровского одноэтажные домики. Но, конечно, все чувствовали, что столь неординарное сооружение требует простора вокруг себя. И, по-моему, главный архитектор города Н А. Беспалов сделал предложение благоустроить площадь перед Дворцом. Совещание прошло в горкоме партии. Впереди было 25-летие Победы, и возникла мысль площадь и памятник на ней посвятить Великой Победе и сражавшимся за нее землякам. Завод им. Орджоникидзе во главе с Н.Г. Лаврентьевым взял на себя все заботы по проектированию и строительству комплекса, по расселению семей, чьи дома попадали под снос. А сносить пришлось целый квартал, дома и надворные постройки. Работали быстро: бульдозер приехал — и утром уже ничего не было. Все семьи получили жилье от завода.

– Кто занимался разработкой проекта?

Заводской отдел архитектуры во главе с А. Емельяновым. У нас тогда на практике работала группа студентов Московского архитектурного института, четверо ребят. И они предложили вариант площади — такой, как она и есть сейчас. У меня хранится заводская газета «Вперед» того времени, в ней названы все члены нашего авторского коллектива: К. Голубев, И. Козлов, А. Беля-лов, Г. Стракшус, Г. Комаров, А. Емельянов, В. Масленников, В. Тарасов.

– Времени на все и про все было очень мало — полтора года. Как сумели справиться?

Надо было заранее позаботиться о материалах для монумента. Известняк на облицовку пилонов шел наш, добрятинский, а вот гранит… Это было дорого, и не достать (одновременно строился мемориал В.И. Ленина в Ульяновске). Н.Г. Лаврентьев ездил в министерство оборонной промышленности, договорился с министром Зверевым, чтобы выделили деньги на это строительство. Чтобы помочь Мурому, и на Фурцеву выходили. Гранит нам выделили. Его везли с Украины, обрабатывали на комбинате в Мытищах. Помню, что одна плита стоила около ста рублей, а моя зарплата тогда была 60.

– Про композицию памятника расскажите подробнее. Что символизируют эти пилоны, например?

Это единение нового и старого поколений, отцов и детей. И Вечный огонь — как символ вечной памяти. Предложение было одобрено и началась работа. Главным инженером строительства был назначен В.С. Раков и он очень ответственно относился к этому поручению. Поскольку сроки были сжатые, решения принимались быстро, , возникали и некоторые ошибки, недоработки, и он вовремя находил их и принимал нужные технические решения.

Монументальная железобетонная конструкция сооружалась из блоков, а их изготавливали на заводе. Но сначала сделали фундамент глубиной четыре метра. Копали экскаватором. Котлован был большой, в него под погрузку съезжали машины. Мощный фундамент обеспечивал устойчивость 18-метровых пилонов. Надо ведь было еще учесть и большую ветровую нагрузку, поскольку на таком большом пространстве площади, около восьми тысяч квадратных метров, ветер чувствует себя хозяином. К фундаменту подвели все коммуникации: газ для Вечного огня, электричество для подсветки пилонов, связь для трансляции камертона и голоса. Кстати, для записи текста, который транслировался в торжественные дни, приезжал диктор Центрального телевидения Виктор Балашов.

– На фотографиях с открытия площади запечатлены моменты с украшенной цветами урной, которую торжественно несут ветераны войны.

Да, в одном из пилонов была сделана специальная ниша, в которую и поместили капсулы с землей, привезенной из городов-героев и с мест, где в годы Великой Отечественной войны сражались наши земляки. Это земля из Подмосковья, Ленинграда, Волгограда, Радошкови-чей, Бреста, Славгорода. А почетную миссию поместить капсулы в пилон выполнили бывшие фронтовики В.И. Филатов, И.Н. Мяздриков, С.М Грошев. А.В. Бузин, А.С. Ашин, Н.И. Аверьянов. Там же было помещено послание к потомкам, выполненное на металлической пластинке с помощью гравировки. Между пилонами была поставлена решетка, для нее мы заказывали в Гусь-Хрустальном специальное рубиновое стекло. Свет включали, и внизу загорались четыре прожектора. Пилоны из белого известняка великолепно передавали игру оттенков красного и розового цвета, особенно в ночное время. Все было продумано до мелочей.

– У фигуры воина тоже, наверное, есть своя история, расскажите.

Первоначально предполагалось установить только две стелы и Вечный огонь перед ними. Но когда был изготовлен макет, возникло ощущение, что чего-то недостает. И тогда возникла мысль о фигуре солдата. Заводскому художнику Ю.В. Швагиреву поручили сделать эскиз и макет. Из понтонного полка пригласили солдатика, надели на него каску, плащ-палатку, в руки дали автомат, Юрий Васильевич велел ему встать на стул и стал рисовать. Несколько раз делал наброски, лепил фигуру из пластилина. Но все-таки он был не скульптор, и не удавалось придать фигуре необходимую жизненную правду. Мы с А. Емельяновым поехали в Мытищи, на комбинат по обработке камня. Одному из скульпторов поручили работать с нами, и вскоре он предложил нам три варианта памятника. Мы выбрали тот, что посчитали лучшим: солдат опустил автомат и снял шлем — война закончилась, он спокоен, но голова его чуть склонена — он помнит погибших товарищей. Фамилия этого скульптора Бодров.


– Памятник изготовлен в Коломне?

Да, это чугун, пустотелое литье. Там же фигуру покрасили специальной краской, секрет которой раскрыли только Ю.В. Швагиреву, который позднее и отвечал за внешний вид нашего солдатика. Как правило, раз в год, перед 9 Мая он готовил ведро своей «секретной» краски и чутье художника.

Надо сказать, что немало потрудились и наши заводские лекальщики под руководством Г.И. Малышева. Они делали горелку Вечного огня в виде звезды, а также большие буквы «Слава тебе, Россия!», которые ‘крепили на здании почты. Звезду изготавливали из латуни, а буквы из дуговой сварки — эту работу выполняли в производстве холодильников.

Можно сказать, что весь завод, от директора до простого рабочего, трудился над созданием площади и памятника. В том же номере газеты «Вперед» указаны десятки фамилий людей, которые, не жалея сил и времени, работали на объекте особой важности, каким была эта стройка: старались сделать городу подарок к 25-летию Победы.

По материалам газеты “Муромский край”



Источник: Муром24.рф

Комментарии